Нефтегаз.Интренет.2004 Нефтегаз.Интренет.2004
Нефтегаз.Интренет.2004
статьи
  статьи

Тема: Биржевая торговля нефтепродуктами – требование времени

Авторы: Селянин К.

Компания: Компания: Инвестиционно-финансовая группа «Аккорд-Инвест»

Биржевая торговля нефтепродуктами в России – явление новое и в основном лишь обсуждаемое. Но обсуждаемое активно. Нами разработан проект создания биржи по торговле нефтепродуктами на территории Свердловской области. Некоторые аспекты этого проекта мы сегодня предлагаем вашему вниманию    

Зачем нужна биржа?

Рынок нефтепродуктов – это классическая олигополия. Предложение на рынке формируют небольшое число крупных предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Поведение олигополистов, действующих совершенно независимо друг от друга (случай некооперированной олигополии), определяется различиями в предположениях относительно реакции соперников. Принято различать количественную олигополию (цель – максимизация объема продаж) и ценовую олигополию (цель – установление определенной цены).

Для рыночной практики характерна жесткая ценовая конкуренция, высокие транзакционные издержки и поставщиков, и потребителей на преодоление недостаточной прозрачности рынка и нестабильность механизма ценообразования. Недостаточно совершенна система взаиморасчетов и ответственности сторон за нарушение условий и сроков исполнения договоров.

Сегодня в создании организованного биржевого рынка нефтепродуктов объективно заинтересованы как крупные оптовые поставщики нефтепродуктов, желающие оптимизировать товарные потоки и снизить издержки, так и оптовые потребители, заинтересованные в стабильных поставках нефтепродуктов по справедливым рыночным ценам. В результате рынок становится более прозрачным, возможность картельного сговора сводится к минимуму, появляется возможность получения нефтепродуктов от различных поставщиков на стандартных условиях. И, пожалуй, самое главное – возможность хеджирования (страхования) рисков, связанных с изменением цены в среднесрочном и долгосрочном периодах.

В результате участия в торгах на организованном рынке нефтепродуктов крупные и средние потребители способны заметно снизить как свои прямые издержки, так и косвенные издержки, связанные с несовершенством существующего сегодня рынка нефтепродуктов.

Варианты выбора объекта торговли.

Практика торговли нефтепродуктами показывает, что это не столько спот-рынок (с немедленной оплатой товара), сколько не обозначенный документооборотом форвардный рынок. Главный принцип которого: готовность участников сделки, безусловно выполнить ее, но срок платежа и поставки товара несколько отложены во времени при не меняющейся до момента исполнения обязательств, цене.

На первом этапе формирования бирж применение фьючерсных контрактов или опционных сделок на первом этапе проекта нецелесообразно, так как необходимы жесткие и достаточно высокие (не менее 15% сделки) маржинальные требования и ежедневный пересчет их с учетом изменения коньюктуры цен. Наиболее приемлемо использование форвардных контрактов на поставку реального базисного актива, где время исполнения форвардного контракта тесно привязано к срокам оплаты и поставки нефтепродукта.

При этом на первом этапе конкретными объектами торговли должны быть две-три наиболее популярные позиции, например бензин АИ 76,92 и дизельное топливо. По мере развития биржевой торговли количество позиций можно увеличивать. Обязательным условием для организации торговли форвардными контрактами будет спецификация подобного контракта, включающая основные характеристики объекта торговли - объем одного контракта, например, 60 тонн, срок поставки и расчетов по нему, технологические показатели объекта торговли, размер тика, др.

Учитывая, что процесс заключения сделки отдален от поставки товара во времени и тесно увязан с периодом оплаты - спотовая торговля в чистом виде неприменима. Поэтому лучше использовать торговлю форвардными контрактами на поставку реального базисного актива, где время исполнения форвардного контракта тесно привязано к срокам оплаты и поставки нефтепродукта. Это могут быть разные сроки, удобные как для продавца, так и для покупателя (например, 5, 10, 15, 30 дней или исполнение контракта в такой то день недели, для примера, каждый второй и четвертый четверг месяца).

Юридический статус форвардного контракта

Одной из основных проблем является проблема законодательного обеспечения биржевых контрактов. Юридическая база организации форвардных контрактов при биржевой торговли существует. Есть письмо ГКАП РФ от 30.07.1996г. №16-151/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках», есть Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", есть даже Комиссия по товарным биржам. Законом Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" определено, что в ходе биржевых торгов могут совершаться простые, форвардные, фьючерсные и опционные биржевые сделки. Ст. 8 указанного Закона простые биржевые сделки определяет как сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; форвардные сделки - как сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки как сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара; опционные сделки - как сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

По сроку исполнения обязательств, простые сделки в отношении реального товара являются кассовыми (с немедленным исполнением), а форвардные сделки - срочными (с отсроченным сроком исполнения обязательств).

Различаются форвардные и кассовые (спотовые) сделки. Предметом форвардных биржевых сделок является реальный товар, т.е. вещи, имеющиеся в наличии. При этом ссылка на реальность товара не должна ограничивать право продавца на заключение договора о продаже товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем в порядке п. 2 ст. 455 ГК РФ. Условие о "реальности" товара, содержащееся в п. 3 ст. 8 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", не должно восприниматься в качестве установленного законом ограничения, упомянутого тем же пунктом ст. 455 ГК РФ. Указание на "реальность" необходимо лишь для того, чтобы противопоставить форвардные сделки срочным, где предметом купли-продажи являются стандартные контракты.

Исполнение по форвардной сделке происходит не сразу после ее заключения, а через определенный срок. Смысл отсрочки в страховании от изменения курсов валют, стоимости товара и т. д. При этом побочной целью может быть также получение спекулятивной прибыли.

Форвард является средством страхования прибыли, поскольку в момент заключения такой сделки фиксируются срок, количество товара, его цена, но до наступления определенного срока поставка не производится. Стоимость товара по форвардным сделкам отличается от его стоимости по кассовым сделкам. Она может определяться как на момент заключения контракта, так и на момент расчетов или поставки. Ценой исполнения по форвардной сделке (определяемой на момент ее исполнения) служит, как правило, среднее биржевое значение цены на товар. Форвардная стоимость является результатом оценки участниками биржевых торгов всех факторов, влияющих на рынок, и перспектив развития событий на нем.

Контракты на срочном рынке, как правило, характеризуются большой степенью стандартизации. Это означает, что все трейдеры знают точные характеристики товара, без необходимости переговоров или долгих обсуждений. Единственным условием срочного контракта, которое определяется во время торгов, является цена.

Фьючерсные контракты, а тем более форвардные контракты на поставку реального товара, в частности нефтепродуктов, не подпадают под правовое регулирование ФКЦБ РФ (см. письмо ФКЦБ исх. № ГК-09/9379), а относятся к сфере компетенции комиссии по товарным биржам при МАП РФ.

Таким образом, для организации биржевой торговли сегодня есть все необходимые условия: объективная необходимость в гарантиях как поставщикам, так и покупателям, потребность рынка и законодательная база. Поэтому мне кажется, что в том или ином виде биржевая торговля будет развиваться.

Контактная информация:

Селянин Константин;
(8-3432) 566-380; (8-3432) 566-381;

 
Copyright © 2003-2004 Интернет-лаборатория "ORA"
вопросы корпоративности торговли нефтепродуктами и использовани...
методы и средства обучения персонала для работы в новой коммуни...
интернет-интранет технологии в совершенст-вовании работы НИПИ в...
cтруктура методы реализации базы проектной документации на разр...
Биржевая торговля нефтепродуктами - требование времени...


NGE.ru - торговая площадка. Нефтепродукты. Нефть. Газ. Нефтехимия.





















BASHSITE.ru - Є в <R_ а_бгабRў



Нефтехимия и нефтепродукты - ПРОДВЕКТОР







Журнал Нефтерынок

Торговый Дом Топливное Обеспечение Аэропортов

HimTrade.ru - торговая площадка. Химия. Нефтехимия. Полимеры.

450071, Россия, Башкортостан г. Уфа, а/я 414
тел.:(3472) 907-270, факс:970-271
E-mail: